Как снимали фильм о Хоттабыче

     Ребята, вы, наверное, уже видели фантастическую кинокомедию «Старик Хоттабыч»? Понравился вам этот фильм? Мы уверены, что понравился. Ведь книга писателя Лазаря Иосифовича Лагина уже девятнадцать лет с увлечением читается вашими ровесниками. Многие читатели просили сделать по этой книге кинофильм. И вот теперь вы увидели волшебника Хоттабыча и пионеров Вольку, Женьку и Гогу на цветном экране.
     Про любой фильм вы любите спрашивать: «А как он снимался?» Этот фильм, где действуют такие же, как и вы, школьники, где старик Хоттабыч совершает различные чудеса, вызвал у вас, конечно, множество вопросов. Ну, хорошо, слушайте...
     Подготовка к съёмке любого фильма начинается с подбора тех, кто будет исполнять роли. Так было и на этот раз. Роль старика Хоттабыча решили поручить артисту Николаю Николаевичу Волкову, Он давно снимается в кино, играл восточного ученого Гусейна Гуссея в кинофильме о Ходже Насреддине. Так же быстро нашли актеров для исполнения в новом фильме других «взрослых ролей».
     А как же быть с героями фильма — пионерами? Ведь на киностудии «Ленфильм» нет таких артистов, которые могли бы играть школьников-шестиклассников. Надо, чтобы пионеров играли пионеры. В ленинградские школы, в кружки детской художественной самодеятельности пошли работники студии. Вначале они искали таких ребят, которые своей внешностью — лицом, ростом, голосом — подходили бы к ролям Вольки, Женьки и Гоги. Таких школьников подобралось больше полутора тысяч.
     Затем этих школьников пригласили на киностудию. Надо было выяснить, кто из ребят сможет сделать всё, что требуется в фильме, кто сможет сыграть Вольку, Женьку, Гогу. Поэтому ребят просили прочитать стихи. Кто читал с выражением, с настоящим чувством, того приглашали придти ещё раз. Следующие задания были посложней: предложили разыграть сценку. Пионерам ставились условия, например: они гуляли в лесу, пошёл дождь; ручей, через который необходимо перебраться на обратном пути, стал бурливым и глубоким. И школьники должны были представить, как они идут в мокрой одежде, как тяжелы корзины с грибами, как трудно переходить через ручей.
     В этих сценках всё условно — нет ни дождя, ни ручья, ни мокрой одежды. Только сильное воображение могло превратить пустую комнату студии в дремучий лес. И вот тем, кто лучше других исполнял эти сценки, поручили роли пионеров в новом фильме.
     Этими школьниками оказались Лёша Литвинов — шестиклассник 82-й школы, Геня Худяков — из 7 класса 96-й школы и Лёва Ковальчук — ученик 6-б класса 71-й школы. Ребята хорошо учили уроки, примерно вели себя в классе, и поэтому учителя не возражали, чтобы они снимались в кино.
     Распределили, кому кого играть, Лёва Ковальчук больше всего похож на Гогу — ему и дали эту роль. Гене Худякову подошла роль Женьки — серьёзного рассудительного мальчика. А Лёша Литвинов прямо-таки был настоящим Волькой, таким же шаловливым, доверчивым. Но вот беда: Волька должен быть блондином, а у Лёши волосы черные. Думали, думали и придумали: надо покрасить Лёшины волосы в светлый цвет. Но согласится ли мама Леши? Когда ее спросили об этом, она долго не решалась: вдруг её сын станет некрасивым? Не будут ли Лёшины одноклассники обижать его и дразнить «рыжим»? Но всё-таки она согласилась. И тогда мастер-гримёр Василий Васильевич Горюнов сделал Лёшины волосы белобрысыми. А когда Василий Васильевич завил ему на макушке задиристый хохолок, — Лёша рассмеялся — так ему понравился этот непослушный вихор на голове.
     Мальчики ещё раньше читали книжку про старика Хоттабыча, поэтому им легко было учить роли. Правда, юным артистам всё время помогали автор сценария Лазарь Иосифович Латин и режиссёр Лев Вениаминович Махтин. На репетициях они подсказывали мальчикам, как и что надо говорить, объясняли, какой характер должен быть у того или иного героя. Ребята слушали очень внимательно и старались делать именно так, как им говорили. Киноработники были довольны своими «артистами».
     Потом начались съёмки — сперва пробные, для того чтобы посмотреть, как и что получается. Первые кадры всем понравились. Тогда съёмка фильма пошла полным ходом.
     Во время работы над фильмом ребятам пришлось испытать многое — и приятное и неприятное. В одном эпизоде, когда Волька открывает сосуд, где несколько тысяч лет просидел Хоттабыч, раздаётся сильный взрыв, и пионера подбрасывает к потолку. Вы, конечно, понимаете, что устраивать настоящий взрыв и подвергать жизнь Лёши опасности было нельзя. Лёшу подтягивали к потолку на тросе, и потом он оттуда падал на тюфяк.
     Лёше не нравился этот эпизод. Конечно, висеть под потолком, а затем падать, неприятно. И потому Лёша старался играть здесь так, чтобы не пришлось переснимать эти кадры несколько раз.
     В другом эпизоде Лёша Литвинов и Геня Худяков должны были падать в воду. Им предложили, чтобы на съёмке этого эпизода их заменяли другие мальчики„ так называемые, дублеры. Но тут Лёша и Геня заспорили. Им самим хотелось падать в воду — ведь стояла жара (эпизод снимался летом в Сочи), и купаться было очень приятно. И победили мальчики в споре потому, что оба умели прекрасно плавать. Киноработники посмотрели, как они плавают, и согласились.
     Над бассейном построили трамплин. По нему «артисты» скатывались на ковре и падали в воду. Этот эпизод снимали несколько раз, и даже после того, как съёмка была закончена, ребята купались таким образом.
     Во время экспедиции съёмочной группы Лёша Литвинов и Геня Худяков побывали в Москве, Одессе, Сочи. Лёве Ковальчуку повезло меньше — ведь те эпизоды, где появляется Гога, происходят только в классе и дома. Поэтому Лёва снимался в Ленинграде. А Волька и Женька много путешествуют на экране с Хоттабычем. И «артисты» тоже забирались на крышу московского высотного здания, летели на самолёте, сидели на стадионе и в цирке.
     Но и во время экспедиции Лёша и Геня оставались школьниками. Везде с ними ездила воспитатель Мария Александровна Смыслова. Она следила за тем, чтобы ребята строго выполняли распорядок дня, тщательно готовили уроки. Их день был заполнен до отказа — съёмка, репетиции, занятия. Даже побегать, побаловаться мальчикам не всегда удавалось. Ведь они работали. Рано вставали, без опоздания приходили на съёмку, отвечали уроки учителю...

Эд. Талунтис

«Костёр», ежемесячный детский журнал ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР, № 3, март 1957 г.
Киностудия «Ленфильм», 1956 год

Кинокадры из картины «Старик Хоттабыч», размещённые в этой статье, а также другие,
не вошедшие в публикацию, смотрите, пожалуйста, в галерее «Наше кино».

Опубликовано: 17 апреля 2011 г.

Комментариев нет: